Вчера у меня был грустно-плакательный день. И вот под конец этого дня, я не нашла ничего лучше, чем как снять с полочки книгу Джой Адамсон «Рожденная свободной»  и начать перечитывать.

Те кто не знает, эта книга о львице Эльсе, которую Джой Адамсон вырастила и воспитала, а потом вернула в дикую природу. Добрая и спокойная к людям, львица могла погибнуть в природе.  Но у Джой  получилось адаптировать Эльсу «обратно».

Джой Адамсон по образованию художник, а не биолог. Но это тот случай, когда человек и без биологического образования — прирожденный натуралист.

Джой и трое львят — сестры : Большая, Люстика (веселая) и Эльса

Много лет прожила я в Северной пограничной провинции(*1) Кении. Эта пустынная, заросшая колючим кустарником область простирается от горы Кения на юге до границы с Эфиопией и занимает площадь больше трехсот тысяч квадратных километров.

Цивилизация мало повлияла на эту часть Африки. Фермеров тут не было, а местные племена жили почти так же, как их предки. Животный мир этого края богат необычайно. Мой муж Джордж был старшим инспектором по охране диких животных. Жили мы на юге провинции, поблизости от Исиоло, небольшого городка, где было десятка три европейцев — чиновников колониальной администрации. Кроме охраны животных и борьбы с браконьерством, Джордж еще должен был заботиться об уничтожении опасных зверей, нападающих на местных жителей.

По делам службы ему часто приходилось совершать дальние поездки — мы их называли сафари. Если было возможно, он всегда брал меня с собой, и я смогла хорошо узнать этот дикий, девственный край с его суровой жизнью, где законы утверждает природа. С одного сафари и начинается наша история. Лев-людоед убил человека из племени боран. Джорджу сообщили, что хищник вместе с двумя львицами обитает на холмах по соседству с деревней, где жил погибший. С убийцей надо было расправиться, и вот мы разбили лагерь к северу от Исиоло на территории племени боран.

Утром 1 февраля 1956 года я была одна в лагере вместе с Пати — даманом, который жил у нас уже шесть с половиной лет. С виду даман похож на сурка или морскую свинку, однако зоологи считают, основываясь на строении его ног и зубов, что он ближе всего к носорогам и слонам. Пати лежала у меня на плече, точно мягкий меховой воротник. Надежное прибежище, и все видно. Кругом сухая равнина, лишь кое-где торчат гранитные утесы да реденькие кусты. Но животных было много, особенно жирафовых антилоп и других газелей. Вдруг послышался шум мотора. Видимо, это Джордж вернулся, притом гораздо раньше, чем предполагалось. Вскоре из-за колючих кустарников выскочил лендровер и остановился возле палаток. Я услышала голос Джорджа.

— Джой, ты где? Иди сюда, скорей, посмотри, что я тебе привез!
С Пати на плече я выбежала из палатки и увидела львиную шкуру. Но прежде чем я успела спросить, как прошла охота, Джордж указал на заднее сиденье машины. Там, пряча мордочки в лапах, лежали три львенка, три пятнистых, пушистых комочка. Им было всего несколько недель от роду, глаза еще затягивала голубоватая пленка. И хотя малыши даже не умели как следует ползать, они попытались уйти от меня. Я взяла их на руки и стала успокаивать.

А Джордж рассказал, что произошло. Под утро его и Кена, тоже инспектора, привели к тому месту, где залег людоед. Когда рассвело, из-за скал вдруг появилась львица и бросилась на них. Им совсем не хотелось убивать ее, но львица наступала, а отходить было опасно, и Джордж велел Кену стрелять. Раненая львица быстро куда-то скрылась. Кровавый след тянулся вверх по пригорку. Они осторожно поднялись на гребень, Джордж взобрался на большую плоскую глыбу, чтобы лучше было видно, а Кен двинулся в обход.

По пути он заглянул под камень, остановился, вскинул ружье и выстрелил из обоих стволов. Раздался грозный рев, и прямо на него прыгнула львица. Джордж не мог стрелять — он боялся попасть в Кена. Но, к счастью, один из следопытов стоял на более удобном месте. Он выстрелил, львица метнулась в сторону, и тут Джордж добил ее. Это было крупное, сильное животное с грузными сосками. И Джордж понял, почему львица так храбро и решительно вела себя. Как же он раньше не сообразил, что она защищает свое потомство!

Джордж велел искать львят. Вдруг из расщелины в каменной глыбе донеслись какие-то звуки. Кен просунул туда руку, но не дотянулся. Львята сердито ворчали. Пришлось срезать длинную палку, загнутую на конце, и с ее помощью детенышей все же удалось извлечь из расщелины. Им было от силы две-три недели. Малышей отнесли в машину. Всю дорогу до лагеря два львенка покрупнее рычали и шипели. Зато третий, самый маленький, вел себя так смирно, словно ничего не произошло. И вот теперь они все трое лежали у меня на коленях, а я не могла ими
налюбоваться…

Несмотря на спокойное повествование, — книга грустная. Ощущение щемящей грусти и прощания почти на каждой странице. Вот двух старших сестренок Эльсы увозят в зоопарк, а она выбежала на дорогу. А через несколько страниц умерла даманиха Пати, перегревшись во время путешествия. И так далее. В конце книги, всего через 5 лет после рождения  Эльса умирает от болезни, и умирает все-таки на руках у людей.

Еще в университете я эту книгу читала со слезами на глазах. Может быть у остальных другая реакция, но у меня именно такая.

Вроде бы простая история, а эта книга мгновенно стала бестселлером во всем мире.  До Джой случаи воспитания диких животных были и не раз. Но никто потом не тратил силы на возвращение их в природу.

С огромной любовью Адамсон описывает дикую природу Кении. Вроде бы просто дневник, а ты оказываешься в Африке, даже не закрывая глаз.

История, описанная в книге, продолжается около 5 лет — с 1956 года по 1961. Джой Адамсон в начале книги было уже 46.  Когда я читала книгу первый раз, тырнета у нас еще не было, а о самой Адамсон в книге ничего не было написано. Была научная аннотация, но наверное, писалась она к нашему изданию 1965 года, когда Джой еще была жива.

А вчера ночью я наконец прочитала о ней. Сложная судьба. Писательница погибла 3 января 1980 г. при невыясненных обстоятельствах. Через девять лет в стычке с браконьером был убит ее муж Джордж Адамсон.

Весь мир знал ее как Джой Адамсон, но при рождении ей дали совсем другое имя — Фредерика-Виктория Гесснер. Родившаяся в январе 1910 года в Троппау (ныне Опава в Чехии) девочка была дочерью богатого австрийского фабриканта.

Ее отец был старшим советником строительного комитета. Во время первой мировой войны он стал полковником. Мать девочки прекрасно пела, рисовала, была душой общества. В семье уже было две девочки, так что родители мечтали о мальчике. Однако родилась Джой, а при рождении ей дали имя Фредерико-Виктория.

Отец называл ее Фрицом и даже заставлял по-мальчишески одеваться. Джой любила музыку, она научилась играть с листа раньше, чем научилась читать.

Лучшим ее другом был кузен Питер. Они мечтали в будущем путешествовать по разным странам. Однако их пути разошлись – Питер поселился в канадской провинции, а Джой – в Кении.

Родители Джой развелись. Мать уехала в Вену и там опять вышла замуж, а Джой и одна из ее сестер были отправлены к бабушке. Джой училась в закрытой школе, позже в экспериментальной школе. Она занималась музыкой, играла на сцене, училась рисовать и лепить и это далеко не весь список ее увлечений. Однако в 23 года она все забросила и пошла учиться медицине.

В детстве, когда она играла со сверстниками в охоту на львов, ей всегда доставалась роль львицы — она быстро бегала, а ее соломенного цвета волосы были густыми, как львиная грива. Уже тогда ей нравились эти красивые сильные звери. Но львы были далеко, в Африке, а дома ждали другие заботы: Вики училась живописи, игре на фортепьяно, рукоделию, верховой езде. В общем, всему, что должна была уметь благородная девица. Вдобавок она увлеклась модным в те годы психоанализом и написала несколько статей, которые похвалил сам доктор Фрейд.

Сравнивая поведение людей и животных, Вики часто посещала Венский зоопарк. Однажды у птичьих клеток она разговорилась с элегантно одетым молодым человеком. У них оказалось много общих интересов — музыка, рисование, а главное — животные. Виктор фон Кларвиль был владельцем торговой фирмы, но посвящал досуг орнитологии. Вскоре они поженились и начали путешествовать, наблюдая за зверями. В 1937 году они приехали в Кению, которая была тогда раем для натуралистов. Слоны, львы, антилопы встречались здесь буквально на каждом шагу. В отличие от мужа Вики навсегда влюбилась в эту страну.

Как раз в это время нацисты оккупировали Австрию, и Виктор, который был евреем, в одночасье лишился родины и богатства. Днями напролет он просиживал в номере отеля, мрачно глядя в стену, — Африка казалась ему тюрьмой. Деятельной Вики такое поведение было чуждо. Непонимание нарастало, и скоро она нашла того, кто был ей ближе — британского ботаника Питера Бейли. Он без устали колесил по стране, собирая образцы растений для музея в Найроби. Вики стала ездить с ним и рисовать все, что видела: растения, животных, людей. Ее работы нашли место в музеях и заслужили золотую медаль Королевского общества растениеводства. Попутно она приняла участие в археологических раскопках Луиса Лики, во время которых был открыт австралопитек — древнейший предок человека.

Равнодушный ко всему Кларвиль послушно дал супруге развод. А Бейли дал ей не только свою фамилию, но и новое имя Джой — по-английски «радость». Однако и он пробыл рядом с ней недолго. В 1944 году в одном из заказников она встретила лесничего Джорджа Адамсона — мужественного, опаленного солнцем, влюбленного в Африку и ее природу. «Вы охотитесь на львов?» — спросила она. «Только на людоедов, — ответил он. — С остальными у меня мир». Этот ответ решил ее судьбу — уже через два месяца она стала миссис Адамсон.

А в феврале 1956 года случилось событие, перевернувшее жизнь обоих супругов. Адамсону, который был тогда главным лесничим заповедника Меру, поручили выследить и убить льва, который терроризировал несколько деревень. По пути он наткнулся на логово львицы с детенышами, и разъяренная самка кинулась на него. Ее пришлось застрелить, а троих львят Джордж забрал с собой. Двое из них отправились в голландский зоопарк, как было принято в подобных случаях. Но третью — маленькую Эльзу — Джой не отдала. Джордж счел это женской блажью, но забыл, что его жена всегда добивалась того, чего хотела. Она твердо решила воспитать львицу другом человека. Эти большие кошки жили у многих кенийских плантаторов, но везде к ним относились как к опасным зверям и держали в клетках. Джой поступила иначе: она сделала Эльзу членом семьи. Львица ела, спала, гуляла вместе с ней и Джорджем. Она твердо усвоила: нападать на людей нельзя. И если вначале жители соседнего городка Исиоло разбегались, когда Джой привозила туда на джипе Эльзу, то постепенно они привыкли к необычному домашнему зверю.

Но этого Джой было мало. Она с болью замечала, что дикая природа с каждым годом отступает под натиском браконьеров. Многие видели лишь один способ спасения редких животных — содержать их в зоопарках, где звери становились полностью зависимыми от человека. Джой предложила другое решение — выращивать их в зоопарке или заповеднике, а потом возвращать в дикую природу. Быть может, когда-нибудь в будущем такая практика сможет преодолеть вражду между животными и людьми. Ей возражали: ручной зверь никогда не найдет места среди диких. Лишенный нужных навыков, он погибнет. И она решила доказать свою правоту делом. Когда Эльзе исполнилось три года, они с Джорджем начали постепенно приучать львицу к свободе. Ее отвозили все дальше и дальше от лагеря и натравливали на подраненных животных, чтобы разбудить охотничьи инстинкты. Много раз Эльза возвращалась к людям, но наконец встретила молодого льва и ушла с ним навстречу дикой жизни. Через год она вернулась к Адамсонам с тремя львятами, которых тоже нужно было воспитывать.

К тому времени Джордж оставил работу, чтобы целиком посвятить себя изучению львов. Он был человеком замкнутым и не хотел никакой рекламы. Первого журналиста кенийской газеты, пожелавшего написать об удивительной дружбе людей и львов, он просто выгнал из лагеря. Но Джой понимала, что успех их затеи возможен лишь при широкой общественной поддержке. Чтобы добиться ее, она давала интервью, писала статьи, а в 1960 году выпустила книгу «Рожденная свободной», которая стала бестселлером и была переведена на 28 языков. Последовали продолжения, а в 1964 году был снят фильм под тем же названием, получивший «Оскара». Героиню в нем играла Вирджиния Маккена, которая была куда красивее самой Джой. Так легче было вызвать у зрителей симпатию к Адамсонам и их делу. На волне успеха фильма Джой начала ездить по всему миру, создавая «Фонды Эльзы». Собранные миллионы долларов предназначались для одной цели — спасения диких животных и их возвращения в естественную среду.

А в Кении тем временем дела обстояли не так благополучно. Эльза к тому времени умерла от болезни, а ее львята — теперь взрослые хищники — в поисках корма стали нападать на скот фермеров. Их пришлось отловить и отвезти в заповедник Серенгети, где они исчезли. Джордж тут же завел новых львят-сирот, которые снимались в фильме «Рожденная свободной», но сердце Джой было отдано Эльзе. В 1964 году Кения получила независимость, и один из покидающих страну британских офицеров предложил Адамсонам забрать самку гепарда, которая воспитывалась у него в доме. Пиппа, так Джой назвала гепардиху, привыкла к людям и не представляла себе жизни без них. Все началось сначала — воспитание, постепенное приучение к дикой жизни и расставание. Потом были редкие встречи с обитающей на свободе Пиппой, ее смерть от травмы, полученной на охоте, и воспитание ее детенышей. И как результат — очередной бестселлер «Пятнистый сфинкс».

Львы и гепарды жили не слишком дружно, и Джой с Джорджем пришлось оборудовать два отдельных лагеря на расстоянии 20 километров друг от друга. Отношения между ними начали портиться: Джордж обвинял жену в стремлении к саморекламе и в том, что она включила в свою книгу его дневники без всякого упоминания об этом. Она в ответ называла его эгоистом, любящим львов больше, чем ее. Кризис наступил, когда один из молодых львов, Бой, изувечил сына лесничего. Власти велели Джорджу вместе с его львами перебраться в Кору — дикую пустынную местность на северо-востоке Кении.

Джордж напрасно доказывал, что пострадавший первым начал дразнить хищника, и что остальные звери, воспитанные ими — а их было уже десять, — никогда не нападали на человека. В 1970 году ему пришлось уехать в Кору вместе с братом Теренсом и несколькими местными помощниками. Джой неожиданно отказалась ехать с ним. С тех пор она проводила почти все время в поездках по миру, выступая с лекциями и собирая деньги для «Фонда Эльзы», ни пенни из этих денег Джорджу не досталось, хотя он жил в Коре чуть ли не впроголодь. Но и Джой тратила их не на себя, а на организацию и обустройство заповедников. Только в Кении ее усилиями было основано четыре заповедника.

Но неожиданно вся ее деятельность оборвалась. 3 января 1980 года мир облетело известие — Джой Адамсон погибла. Поначалу утверждалось, что ее убили браконьеры, хотя на самом деле преступление совершил ее 22-летний слуга Пол Экаи. В свое оправдание он заявил, что Джой отказалась заплатить ему заработанные деньги и угрожала револьвером. В ответ на это он якобы и нанес пожилой женщине с десяток ударов лезвием мачете. Суд не принял во внимание оправдания Экаи и приговорил его к пожизненному заключению. Забыв все обиды, хоронил Джой Джордж. Согласно ее завещанию он кремировал тело и развеял пепел над могилами любимых зверей — львицы Эльзы и гепарда Пиппы.

Девять лет спустя Джордж был убит браконьерами — на этот раз настоящими.

Сегодня дело супругов Адамсонов в Кении продолжают их соратники, многие из которых приехали в Африку, прочитав книги Джой. Последним ее бестселлером стала автобиография под названием «Дикое сердце». Смысл этого названия раскрыл известный писатель-натуралист Гаррет Паттерсон: «Сердце этой женщины всегда было полно любви к дикой природе и ее созданиям, и эта любовь нашла отклик в сердцах миллионов».

Использованы материалы статей:
http://www.peoples.ru/science/naturalist/joy_adamson/index.html
http://www.piplz.ru/page-id-1808.html