Расцвет мисс Джин Броди. Уход Мэгги Смит

Расцвет мисс Джин Броди. Уход Мэгги Смит

27 сентября умерла актриса Маргарет Натали (Мэгги) Смит. Ей было 89 лет.

Печальный повод вспомнить, что кроме «Гари Поттера» и «Аббатства Даунтон» были и другие фильмы. 

Хочется завернуться в плед и посмотреть их все.  Начну с этого.

Дайте мне девочку в самом впечатлительном возрасте, и она станет моей на всю жизнь

Фильм вызывает очень странное ощущение. Мэгги Смит так сыграла свою героиню, что этому веришь безоговорочно (банальный штамп, но да, смотришь, открыв рот). Безусловно, это одна из лучших ее ролей. Только вот сыграла она ангелоподобное чудовище.

Эдинбург, Шотландия, 1930-е годы. Джин Броди — учительница с достаточно неформальными методами воспитания в частной школе для девочек. Особо она выделяет четырёх воспитанниц: Сенди, Монику, Дженни и Мэри МакГрегор. Они вместе часто посещают музеи, концерты, устраивают пикники, чрезвычайно откровенно беседуют на любые темы. Директриса мисс Макей считает, что такое воспитание и общение слишком необычно и всё это происходит в ущерб учёбе. Её поддерживают и другие наставницы школы с консервативными устоями. Тем более, что Джин Броди известна взглядами, которые излишне героизируют лидеров набирающего силу фашизма.

Иногда Джин Броди проводит ночи вместе с учителем музыки Гордоном Лоутером (что якобы тщательно скрывается от воспитанниц). Он предлагает Джин выйти за него замуж, но она отказывает, сохраняя любовь к уже женатому Тедди Ллойду, тоже учителю этой школы. Постепенно мисс Броди теряет и Гордона Лоутера. Он и учительница химии мисс Лоухарт (единственная в школе, кто одобряет методы воспитания Джин) объявляют о помолвке.

Идёт время, девочки переходят в старшие классы. Не имея возможности открыто любить Ллойда, Броди манипулирует девушками, пытаясь вынудить Дженни завести роман с учителем. Роль же соглядатая она отдаёт Сенди, но интрига не срабатывает, и именно у Сенди возникают романтические отношения с Тедди Ллойдом.

Мэри МакГрегор под влиянием идей мисс Броди отправляется в Испанию. Она мечтает присоединиться к своему брату, сражающемуся, по её мнению, на стороне Франко. Девушка гибнет сразу после пересечения границы Испании. Узнав это, Сенди открыто обвиняет мисс Броди в преступлении, которое выражено в манипуляциях идеалами девочек-подростков и привело к гибели одной из них. Кроме того, выясняется, что брат Мэри МакГрегор выступает на стороне республиканцев. Идеализируемая ранее наставница развенчана. После эмоционального противостояния и разрыва с ней Сенди покидает школу. За кадром слышен голос мисс Броди: «Дайте мне девочку в самом впечатлительном возрасте, и она станет моей на всю жизнь».

С одной стороны, Джин безусловно яркий,  дерзкий и талантливый педагог. Именно личности и ведут за собой и могут чему-то научить, и что-то передать. Если учитель «не зажигает», дети ничего не возьмут от него, не запомнят. Сначала я даже увидела… себя. Нет, я не выдающаяся, просто придерживаюсь похожих принципов преподавания. Но на этом сходство и закончилось. Учитель — это не только костер, а большая ответственность. Иногда за каждое сказанное слово.

Дальше в фильме для меня увиделось странное. 1932 год. Предвоенное время. Да, школа для девочек. Да, искусство это прекрасно. Но не вместо уроков. Хотя, стоп, в 90-е, после развала Союза я тоже такое наблюдала. Как раз на  уроках истории, кстати. 

То, как в общем показана школа, вызывало у меня неприятие. И личность Броди тоже. Фашистка, манипуляторша и эгоистка до мозга костей.  При этом,  повторюсь, талантливая. Одержимая. Таких в классы пускать точно нельзя. Мэри МакГрегор, девочка, которая погибла, поддавшись на разговоры о политике, прямое тому доказательство.

В этом фильме для меня очень ясна разность менталитетов, это абсолютно чужая жизнь. Еще не понравился финал.  Не было духовного перерождения, переосмысления. Пойдет в другую школу, возможно, и будет творить тоже самое. Да, и какое перерождение, если слоган фильма следующий:

«Расцвет мисс Джин Броди» (иногда «Мисс Джин Броди в расцвете лет», англ. The Prime of Miss Jean Brodie) — фильм режиссёра Рональда Нима, Великобритания, 1969 год. Драма на основе одноимённого романа Мюриэл Сары Спарк. За год до экранизации роман был инсценирован на Бродвее. Исполнительница главной роли Мэгги Смит получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Работа режиссёра была номинирована на Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Рекламный слоган к премьере фильма в Великобритании: «На смену одной Джин Броди придёт целое поколение таких же, экспериментирующих с сексом, с обществом, абсолютно со всем».

Ну, че, оно пришло.  То есть автор книги, и создатели фильма восхищаются? Да,  осуждают, но и восхищаются тоже. Сравните «отсталый» Союз с его «Доживем до понедельника». 

UPD. Книгу найду и прочитаю

 

Что будем искать? Например,

Мы в социальных сетях