Начну, как обычно, издалека.
Я хорошо помню случай, уже наверное, 10-летней давности (черт побери, как плохо иметь НЕдевичью память), когда одна из наших свежеиспеченных (на тот момент) замов, зашла ко мне в кабинет биологии, и увидев, как мы с 9-классницами надраиваем окна, строгим-престрогим голосом сделала мне замечание, и сказала, что детей к таким работам привлекать нельзя. Девочек я тут же отпустила (ибо, завуч была права), замечание запомнила (а я, вообще, хорошая ученица, так, что чем больше мне делается замечаний, тем более развитой и обученной в социальном и правовом плане я становлюсь), правда, и сама окна больше не мою. Я тоже не уборщица.

Более близкий случай. Наш то ли зам, то ли не зам (сам не знам), когда его дочь (вместе с другими страшеклассниками) пытались привлечь к ремонту школы, очень громко и пафосно произносил слова «права ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция», «Закон об образовании», ну, и  так далее. И тоже, кстати, был прав!

Почему же мы так быстренько все забываем, когда дело касается НЕ наших детей? Территория не огорожена,  грязи по колено, там гуляют мамочки с колясками, собачники с собаками, асоциальные элементы с … (можете представить с чем).

Я понимаю, что труд облагораживает, и собрать листики (растений), возможно, в воспитательных целях,  для самих детей  —  это здорово. Я еще понимаю, когда в хорошую погоду, после уроков, класс выходит подмести дорожки, все весело, здорово, можно пофотографироваться. Жизнь удалась…

Но только не в данном случае!

У нас официальная форма одежды (а не джинсы), в ней убирать территорию — доставить дополнительную радость родителям. Каждому! ребенку необходимо предоставить перчатки и инструменты. Даже, если это разрешено, — надо соблюсти много нюансов. На языке вертятся слова: «столбняк», «сепсис», … скепсис  🙁

А может я не права? И нет никаких особых прав у родителей и детей в данном случае? Полезла читать. Нашла… любимую Планету Школ http://planetashkol.ru/articles/22997/

Цитирую

Итак, дорогие школьники! Если вам приходится сталкиваться с такой же проблемой, то есть три пути ее решения:

1. Последовать примеру Павла: взять устав школы и, если там имеется пункт о незаконности принудительного использования физического труда учеников (а он там быть должен), предъявите его тому, кто заставляет вас убираться.

2. Самый сильный аргумент: сослаться на статью 50, пункт 14 Закона «Об образовании»:

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».Решение о том, будет ли уборка территории школы входить в общеобразовательный процесс или нет, выносят родители учеников, а не директор.

2. Вы можете предъявить им Статью 32 Конвенции ООН о правах ребенка, в которой тоже черным по белому написано:

«Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию».Я не случайно выделил аргумент «служить препятствием в получении образования», потому что отстоять свои права через него легче всего. В учебное время администрация школы не имеет права организовывать субботники (хотя обычно они проходят именно тогда), поскольку это является нарушением учебного плана. Вот что гласит статья 19.30. Кодекса об административных правонарушениях:

«Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации,-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Отправить на субботник после уроков также не имеют права в связи со вторым пунктом нашего списка, вернее могут, но только с личного согласия родителей.

В этом вопросе есть один важный момент: иногда учителя говорят, что так требует директор школы или завуч, и если бы не они, то никто бы вас не заставлял. На самом деле, хороших, понимающих учителей много, у которых на кону стоит работа, и они полностью зависят от администрации школы. В такой ситуации с аргументацией своих прав идите прямо в кабинет директора или завуча. Таким образом, вы не подставите под удар своего классного руководителя.

Реакцию директора предугадать легко: «Много не говори, иди и делай, если не хочешь вылететь из школы», что-то в этом роде. А это — уже серьезный аргумент не в пользу директора — угроза отчислением на незаконном основании. Что ему грозит в таком случае, я рассказал в материале «Куда обращаться со школьными проблемами?».

Итак, пользуясь официальными документами, вы сможете отстоять не только свои права, но и, возможно, восстановить справедливость в своей школе.

 

З. З. Ы. Кусочек нашего Устава

4.6.   Обучающиеся в Учреждении имеют право на:

а) получение бесплатного общего (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

б) выбор образовательного учреждения и формы получения образования;

в) обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;

г) бесплатное пользование библиотечным фондом;

д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

е) участие в управлении Учреждением, право избирать и быть избранными в Совет Учреждения;

ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;

з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;

к) добровольное вступление в любые общественные организации;

л) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае

закрытия Учреждения;

м) защиту от применения методов физического и психологического насилия;

н) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

З.З. Ы. Пока писала, пошел снег с дождем.  Ветра, я,  рая…Элизобарра Торр 🙂