Забавно получается: многие живут рядом с человеком и не замечают, в какой момент они начали его любить.

Сегодня дочитала книгу и посмотрела экранизацию 1991 года. Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок» (англ.Fried Green Tomatoes at the Whistle Stop Cafe) — роман Фэнни Флэгг, опубликованный на английском языке в 1987 году.

И вот сейчас нахожусь в полной прострации. Каких только отзывов я не прочитала ДО прочтения — от «теплая, уютная книга о вечных ценностях» до «банальная вторичная скукотища». Я хотела приятного чтения, не больше. Плакать навзрыд я совершенно не хотела. Но именно такое послевкусие у меня и оставила эта книга. Щемящей грусти, вселенской тоски и какого-то личного горя, что ли. Ощущение истории, которую ты лично прожил  и никак не можешь из нее вылезти.

Сюжет на первый взгляд незамысловатый: 

В 1985 году в Бирмингеме, штат Алабама, домохозяйка Эвелин Коуч (англ. Evelyn Couch) вынуждена навещать свою свекровь в доме престарелых. У них напряжённые отношения, и Эвелин, стараясь избежать её, встречается с ещё одной жительницей дома престарелых, которую зовут Нинни Тредгуд (англ. Ninny Threadgoode). Та начинает рассказывать Эвелин истории из своей жизни в городке Полустанке (англ. Whistle Stop) в глубинке Алабамы, начиная с 1920-х.

В книге очень много героев и временные линии перепутаны, читателя может забросить то в 1919, потом в 1985, потом в 1930 год. Но мне такая манера повествования очень понравилась.

Погрузившись в воспоминания Нинни, вы попадете в США в период Великой депрессии. Но несмотря на описываемые трудности, именно этот период книги очень счастливый. Вы становитесь членом простой американской семьи. Банально, но любовь, дружба и крепкая дружная семья — это заслон от всех жизненных невзгод.

Книга чем-то напоминает «Унесенных ветром», «Убить пересмешника» и «Сагу о Форсайтах» всех сразу. Заимствований сюжета нет, но дело в атмосфере. Роман ненавязчиво поднимает глобальные проблемы: расизм, зависимость женщин от мужчин и от института брака, феминизм, старение, поиск своего места в жизни


Некогда она хранила девственность, чтобы ее не обозвали потаскушкой или давалкой. Вышла замуж, чтобы не обозвали старой девой. Изображала оргазм, чтобы не обозвали фригидной. Нарожала детей, чтобы не обозвали бесплодной. Не стала феминисткой, чтобы не обозвали лесбиянкой или мужененавистницей. Никогда не ворчала и не повышала голос, чтобы не обозвали стервой…

И еще в какой-нибудь из  маленьких историй, которые как лоскутки складывают общее полотно, вы можете найти свою. 

Может возникнуть вопрос, как вообще возможны отношения Иджи и Руфи в то время, когда Америка еще не была толерантной ни к чему. Тут читателю ясно показали, что любовь была. А вот были ли любовные отношения, это каждый решит для себя сам. Но в эту любовь веришь, и Фенни Флегг хочется просто треснуть, когда Руфь умирает от рака. После смерти Бадди, отсечения руки у Культяшки и прочих жизненных невзгод, автору показалось, что мало трагедии. И дать дожить героям до счастливой старости в любви и здравии это будет неправильно. Может с литературной точки зрения это так, а с человеческой не очень, читателя иногда надо жалеть.

Я долго не могла определить, что меня так гложет: пришедший в забвение Полустанок, смерть почти всех героев (эта история длится почти 70 лет, что логично), ощущение что все тленно. Нет, самое сильное впечатление от этой «неправильной», недолюбленой, так рано прерванной любви…

Если  зацепит книга, обязательно посмотрите фильм. Там многих героев нет, немного другая хронология, и менее грустный конец. Но очень удачно воплощены образы всех главных героинь. Очень достойная экранизация.


Забавно получается: многие живут рядом с человеком и не замечают, в какой момент они начали его любить. Про себя Руфь знала это с точностью до минуты. Она полюбила Иджи, когда та, улыбаясь, протянула ей кувшин с медом. Чувства, которые Руфь упорно прятала, о которых старалась не думать, внезапно нахлынули на нее, и в этот миг она поняла, что любит. Поэтому и заплакала тогда. Никогда она не испытывала ничего подобного и, скорее всего, больше никогда не испытает.