Экипаж 1979 года

Экипаж 1979 года

Настроение, не так, чтобы очень. Трагедия в Белгороде новогоднего настроения мягко говоря, не прибавила. Можно ужасаться, возмущаться, плакать, приходить в ярость. Но после очередного чтения, например этого, КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК (ЕСЛИ МЫ ЗАХОТИМ) (часть 1/3) – Блог №42 (cheresh.me)  [НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК, 2/3] – Блог №42 (cheresh.me) понимаешь, что все мы винтики.

Переделала несколько учебных модулей. «Развитие жизни на Земле» прямо так основательно. И вообще всю эволюцию.

А сегодня пересмотрела «Экипаж» 1979 года. Шедевральный фильм. И не надо спецэффектов, и компьютерной графики, чтобы от экрана невозможно было оторваться. Чем старше становлюсь, тем больше притягивает именно первая серия — мини-драмы и раскрытие характеров, а не катастрофа во второй. И с возрастом начинаешь видеть некоторые моменты, которые не увидел раньше.

Сюжет из Википедии

Действие происходит в СССР, в конце 1970-х годов. Герои фильма — экипаж пассажирского авиалайнера Ту-154Б борт СССР-85131 ЦУМВС «Аэрофлота», совершающего международные рейсы.

Фильм начинается с семейных проблем командира экипажа Андрея Васильевича Тимченко (Георгий Жжёнов): Наташа, дочь-студентка, забеременела, но выходить замуж за отца ребёнка отказывается, и, несмотря на тяжело протекающую беременность, решает рожать.

На охоте он встречает своего старого друга и его внучку Тамару (Александра Яковлева). Девушка ищет себя в жизни, пытается стать актрисой, но не проходит по конкурсу. Тамара хорошо знает английский язык, и Тимченко предлагает ей работу стюардессы на международных линиях и берёт в свой экипаж.

Другой член экипажа, бортинженер Игорь Скворцов (Леонид Филатов), обаятельный ловелас, меняет девушек одну за другой. Он добивается расположения Тамары. Девушка по-настоящему влюбляется в Игоря. Но он не намерен связывать себя семейными узами.

Тем временем в Москве Скворцов случайно встречает Валентина Ненарокова (Анатолий Васильев), бывшего члена их экипажа, и понимает, что у того в семье тоже есть проблемы: Валентин, женившись на девушке из провинциального города, бросил ради неё авиаотряд и ушёл в малую авиацию пилотом вертолёта, но семейная жизнь не сложилась. Хотя Валентин ведёт себя как идеальный муж и отец, его жена Алевтина изводит и его, и их сына Алика постоянными придирками и истериками. Алик (Рома Монин) на фоне тяжёлой семейной обстановки страдает сильным заиканием. В конце концов Валентин подаёт на развод, но ребёнок по решению суда остаётся с матерью. После развода Алевтина признаётся, что причина её неадекватного поведения в том, что она никогда не любила мужа, вышла замуж за бросившего ради неё всё красавца-лётчика из тщеславия, и в результате тоже глубоко несчастна.

После очередной ежегодной медкомиссии медики списывают по состоянию здоровья второго пилота экипажа Михаила (Юрий Горобец). Скворцов просит Тимченко помочь Ненарокову вернуться в большую авиацию. Тимченко соглашается.

Между Скворцовым и Тамарой происходит разрыв: Тамара, страдая от нежелания Игоря остепениться, застаёт у него одну из бывших пассий, в результате чего решается порвать со Скворцовым, который, видимо, никогда не изменится. Они продолжают работать в одном экипаже, Игорь постепенно осознаёт, что не хочет терять Тамару, потому что любит её, просит девушку вернуться и даже делает предложение, правда в весьма нелепой форме, но гордая Тамара отказывается.

Перед тем как влиться в новый коллектив, вернуться в большую авиацию и обрести второе дыхание, Ненароков, приехав повидать Алика, обнаруживает, что вышедшая повторно замуж Алевтина заставила сына называть отцом своего нового мужа. Тот, впрочем, хорошо относится к пасынку, и Аля счастлива во втором браке… Ненарокову больно от того, что он потерял сына… однако при расставании Алик успевает шепнуть Валентину, что он помнит, что он его настоящий папа и любит его.

Тимченко, наблюдая за отношениями Скворцова и Тамары, принимает решение убрать Игоря из экипажа и предупреждает, что Скворцов летит с этим экипажем в последний раз.

Экипаж самолёта, уже с новым вторым пилотом Ненароковым, получает задание совершить сложный рейс в пострадавший от землетрясения горный город нефтяников Бидри (город вымышленный, географически находится где-то на юго-востоке от европейской части СССР) для эвакуации работающих там советских сотрудников. Происходит повторное землетрясение. В аэропорту, где самолёт совершил посадку, всё вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. Взлётно-посадочная полоса оказывается повреждённой, взлететь с неё невозможно. Однако взлететь крайне необходимо: в самолёте находятся две сотни пассажиров, а селевой поток, вызванный предыдущими подземными толчками, разрушает нефтеперерабатывающий завод, находящийся в горах, вызывает детонацию, и потоки горящих нефтепродуктов на огромной скорости идут к аэропорту. Тимченко принимает решение взлететь, используя рулёжную дорожку в качестве ВПП. Ту-154 взлетает за несколько секунд до того, как потоки горящей нефти заливают аэродром.

Однако при взлёте хвостовую часть самолёта повреждает падающая осветительная опора, снесённая сейсмической волной: частично заблокирован руль высоты, в фюзеляже перед воздухозаборником образовалась трещина, в результате чего салон разгерметизируется. Самолёт идёт на крейсерской высоте в несколько километров, в салоне резко падает температура, находящиеся там люди задыхаются от недостатка кислорода. Командир приказывает срочно снижаться, а также перевести детей в нетронутый аварией салон. Но этого мало: самолёт не сможет приземлиться с пробоиной в фюзеляже и с неработающим рулём. Скворцов предлагает план спасения: необходимо прорубить гермошпангоут воздушного судна, выйти через дыру в воздухозаборник самолёта и устранить повреждения. Тимченко, не доверяя Скворцову, вначале отправляет на корпус Ненарокова. Ненароков ликвидирует пробоину, но не может продолжить работу из-за сильного обморожения. Его заменяет Скворцов: выйдя на обшивку лайнера и набрасывая фал на руль, он делает самолёт управляемым. Скворцов, как и Ненароков, сильно обморожен. Машина, не имея топлива для посадки в других аэропортах, снижается над своим аэропортом Шереметьево, где идёт сильный дождь и ВПП мокрая. Трещина на фюзеляже продолжает увеличиваться из-за напряжений в корпусе. Всем пилотам ясно, что при попытке нормального торможения у самолёта оторвётся хвост. Убрав людей из хвоста самолёта, Тимченко совершает посадку, и, таким образом, спасает всех пассажиров. Скворцов, сойдя на землю, пытается помириться с Тамарой, поняв, наконец, что она — настоящая его любовь.

Экипаж проходит медосмотр, и теперь уже Тимченко отстраняют от полётов. У него случается сердечный приступ. В госпитале его навещают члены экипажа, а также Наташа с подросшей уже внучкой. Игорь Скворцов, придя к командиру, сообщает, что они с Тамарой идут в ЗАГС подавать заявление. А Валентин, любящий детей, оказывает знаки внимания Наташе. Пережитая катастрофа сближает всех.

В финальных кадрах показано начало нового полёта Ту-134, и голос стюардессы Тамары произносит: «Командир корабля Валентин Георгиевич Ненароков…».

 

 

По словам Александра Митты, в первоначальном варианте фильм должен был заканчиваться так:

Героя Жжёнова отстранили от полётов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята — совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берёт штурвал — и они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница и его дочка говорит: «Папа умер».

Фильм показали Брежневу, у которого к этому времени были серьёзные проблемы со здоровьем. Он остался недоволен трагическим финалом, сказав: «Зачем вы мне покойников показываете». Концовку фильма пришлось изменить.

Спасибо Брежневу. Честное слово. Благодаря хорошему финалу фильм не оставляет тоскливого и горестного послевкусия, и безусловно, я буду пересматривать его еще. Хотя сам Митта так не считает

Митта: С этим связана горькая история. В первом варианте была другая концовка: героя Жженова отстраняли от полетов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолет: летчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую рубку, а там его фронтовые ребята — совсем не изменились. Они кладут ему руки на плечи, он трогает штурвал — и они взлетают, растворяются в пространстве. В следующем кадре снова больница, и дочка его говорит: «Папа умер». Такой вот сюр. Когда я это смонтировал, у самого мурашки по коже побежали. Но в Госкино показалось, что финал депрессивный, вырезайте! Не буду, говорю, вырезать! Идеологически грамотная вещь, преемственность поколений — не буду! «Они не примут, — говорит директор Сизов, показывая пальцем в небо. — Потому что, между нами, Андрей Смирнов снял фильм «Градостроители», где герой умирает, и Брежнев разорался: что вы мне показываете, как старики умирают, на что вы намекаете?!». И пошло: ты губишь свою картину, лишаешь рабочий класс премий! Пришлось вырезать. И все получили премии. Теперь жалею: картина пролежала бы полгода и вышла бы на экран. И когда мне говорили, что картина идет с успехом, меня это уже не радовало. Я впервые об этом рассказываю…

 

Что будем искать? Например,

Мы в социальных сетях