Олимпиада по биологии. Не взятая высота

Олимпиада по биологии. Не взятая высота

Вчера ездила на городскую олимпиаду по биологии. Хорошая теплая атмосфера, две именинницы, приход Натальи Николаевны — все это здорово. Многих давно не видела, соскучилась. С удовольствием пообщалась с Галей, Леной, Наташей, Светой и со всеми-всеми.

Не здорово — сама организация. Кто придумал, что я должна отстоять «у мартеновских печей» полный рабочий день, а потом телепаться на другой конец города и возвращаться домой почти ночью. Ночью я всю ночь кашляла, у меня снова поднялась температура. На работу я пришла совершенно разбитая.

Теперь о грустном. Мест у нас нет. И это уже в порядке вещей. Что-то мы делаем не так. Причем делаем «не так» регулярно на протяжении ряда лет.

Не снимая с себя ответственности за происходящее, все-таки рискну предположить, что дело не только во мне как в учителе биологии.

Возможные причины неудач:
1. Я уже как-то писала, что биология не главный предмет. Но в нашей школе он, пожалуй, самый «не главный». Вроде два не самых плохих биолога, педагоги года, участники и победили конкурсов различных уровней, а не только «местячковых». А кабинета биологии не было и нет. Я не про класс с партами. Я про микроскопы, микропрепараты, муляжи, гербарии и так далее.

Что-то из этого заменяет компьютер. В смысле диски, презентации, фильмы. А что-то не заменяет и никогда не заменит.

2. Пункт второй плавно вытекает из пункта первого. Биология — красивая, интересная, увлекательная наука. Это клондайк для заданий и задач для развития мыслительной и познавательной деятельности.

Но уроки могут быть интересными, формирующими у ребят интерес к дополнительному изучению этой науки. А могут быть скукотищными до обморока.

А без полноценного (ну, хотя бы, стремящегося к полноценному) лабораторного практикума, биология — это НЕ биология.

Книжки по практикуму, которые я накупила на копеечную зарплату «на заре своей юности», пылятся на неизвестной мне книжной полке. Мало того, если я раньше сама «горела» в этом направлении, то теперь не горю. А чего гореть?  Я потихоньку утратила все полученные в университете навыки.

3. Развитая система репетиторства или дополнительных занятий… напрочь убила во многих ребятах способность взять в руки книжку и что-то изучить самостоятельно. Все, что я с ребятами разобрала — все вернулось в виде баллов. А что-то из области любительского дочитывания — это напрочь отсутствует. А, может,  это — перегружение информацией одних и тех же голов.

Я до сих пор помню спор десятилетней давности с нашим физиком Ромкой Рогачевым (Романом Сергеевичем, простите). Он посмотрел научный фильм про скатов, и мы с ним спорили, где плавает манта. Меня замкнуло на сочетании «скат-дно», и при споре я не вспомнила, что манта «не плавает по дну». На другой день я извинилась и признала свою неправоту. Моим оправданием может служить только то, манта относится к семейству… Рогачевых :).

К чему это я?  А к тому, что любознательность могла бы выводить ребят за рамки учебника и знать некоторые факты из «конкретики».

4. Разбазаривание «ценных биологических кадров». Ага, да, это я про себя любимую. Чего я только не вела в этой школе. Я — выпускница биофака университета, обеспечивала рабочие места….  а,  впрочем, пропустим.

Что из этого вышло? После универа я левой ногой решала олимпиадные задачи, сама составляла задания, веселилась, когда мэтры обсуждали разницу в нескольких строчках в разных учебниках. А сейчас что? Училка средней руки. Знания в моей голове должны поддерживаться на вузовском уровне, а не распыляться на другие предметы. А для общего развития я лучше книжку почитаю.
Но нет, вместо 5-6 классов (когда-то) по информатике мне всучили все до 11. И не надо мне говорить, что я что-то там взяла с удовольствием. С удовольствием я веду только биологию.

5. Хорошо ладно, пункт четвертый пропустим, есть еще другой биолог, в этот раз полноценный. Так в чем же все-таки дело? Я могла бы сказать, что биология настолько обширна, что при подготовке к олимпиаде я не могу предусмотреть все вопросы если бы… Если бы дети из других школ на эти вопросы не отвечали.

Вывод. Из области помечтать. Искать ребят не очень сильных в других предметах (чтобы не заездили) и формировать у них интерес к биологии. Пестовать и готовить за рамками программы.

Но самое главное — система. Даже увлеченных предметом ребят  на дополнительные занятия не всегда «загонишь». Значит, каждый урок на вес золота. Ведь начиная с 6 класса по 9 класс,  каждый урок — новая тема, которая НИКОГДА не повторится. В 10-11 классах  общая биология повторяется, но на более серьезном качественном уровне. Однако при 1 уроке в неделю, это не уроки, а так, факультативные занятия.

А с другой стороны мне что, больше всех надо. А, действительно, — не надо. Подумаешь, мест нет, что слегка задело профессиональную гордость. Но без гордости, особенно без профессиональной, карьеры не сделаешь, зато жить намного легче.

Манта плавает по дну? Фиг поймаешь хоть одну…

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
1
0
Would love your thoughts, please comment.x

Что будем искать? Например,

Мы в социальных сетях