Вчера ездила на городскую олимпиаду по биологии. Хорошая теплая атмосфера, две именинницы, приход Натальи Николаевны — все это здорово. Многих давно не видела, соскучилась. С удовольствием пообщалась с Галей, Леной, Наташей, Светой и со всеми-всеми.
Не здорово — сама организация. Кто придумал, что я должна отстоять «у мартеновских печей» полный рабочий день, а потом телепаться на другой конец города и возвращаться домой почти ночью. Ночью я всю ночь кашляла, у меня снова поднялась температура. На работу я пришла совершенно разбитая.
Теперь о грустном. Мест у нас нет. И это уже в порядке вещей. Что-то мы делаем не так. Причем делаем «не так» регулярно на протяжении ряда лет.
Не снимая с себя ответственности за происходящее, все-таки рискну предположить, что дело не только во мне как в учителе биологии.
Возможные причины неудач:
1. Я уже как-то писала, что биология не главный предмет. Но в нашей школе он, пожалуй, самый «не главный». Вроде два не самых плохих биолога, педагоги года, участники и победили конкурсов различных уровней, а не только «местячковых». А кабинета биологии не было и нет. Я не про класс с партами. Я про микроскопы, микропрепараты, муляжи, гербарии и так далее.
Что-то из этого заменяет компьютер. В смысле диски, презентации, фильмы. А что-то не заменяет и никогда не заменит.
2. Пункт второй плавно вытекает из пункта первого. Биология — красивая, интересная, увлекательная наука. Это клондайк для заданий и задач для развития мыслительной и познавательной деятельности.
Но уроки могут быть интересными, формирующими у ребят интерес к дополнительному изучению этой науки. А могут быть скукотищными до обморока.
А без полноценного (ну, хотя бы, стремящегося к полноценному) лабораторного практикума, биология — это НЕ биология.
Книжки по практикуму, которые я накупила на копеечную зарплату «на заре своей юности», пылятся на неизвестной мне книжной полке. Мало того, если я раньше сама «горела» в этом направлении, то теперь не горю. А чего гореть? Я потихоньку утратила все полученные в университете навыки.
3. Развитая система репетиторства или дополнительных занятий… напрочь убила во многих ребятах способность взять в руки книжку и что-то изучить самостоятельно. Все, что я с ребятами разобрала — все вернулось в виде баллов. А что-то из области любительского дочитывания — это напрочь отсутствует. А, может, это — перегружение информацией одних и тех же голов.
Я до сих пор помню спор десятилетней давности с нашим физиком Ромкой Рогачевым (Романом Сергеевичем, простите). Он посмотрел научный фильм про скатов, и мы с ним спорили, где плавает манта. Меня замкнуло на сочетании «скат-дно», и при споре я не вспомнила, что манта «не плавает по дну». На другой день я извинилась и признала свою неправоту. Моим оправданием может служить только то, манта относится к семейству… Рогачевых :).
К чему это я? А к тому, что любознательность могла бы выводить ребят за рамки учебника и знать некоторые факты из «конкретики».
4. Разбазаривание «ценных биологических кадров». Ага, да, это я про себя любимую. Чего я только не вела в этой школе. Я — выпускница биофака университета, обеспечивала рабочие места…. а, впрочем, пропустим.
Что из этого вышло? После универа я левой ногой решала олимпиадные задачи, сама составляла задания, веселилась, когда мэтры обсуждали разницу в нескольких строчках в разных учебниках. А сейчас что? Училка средней руки. Знания в моей голове должны поддерживаться на вузовском уровне, а не распыляться на другие предметы. А для общего развития я лучше книжку почитаю.
Но нет, вместо 5-6 классов (когда-то) по информатике мне всучили все до 11. И не надо мне говорить, что я что-то там взяла с удовольствием. С удовольствием я веду только биологию.
5. Хорошо ладно, пункт четвертый пропустим, есть еще другой биолог, в этот раз полноценный. Так в чем же все-таки дело? Я могла бы сказать, что биология настолько обширна, что при подготовке к олимпиаде я не могу предусмотреть все вопросы если бы… Если бы дети из других школ на эти вопросы не отвечали.
Вывод. Из области помечтать. Искать ребят не очень сильных в других предметах (чтобы не заездили) и формировать у них интерес к биологии. Пестовать и готовить за рамками программы.
Но самое главное — система. Даже увлеченных предметом ребят на дополнительные занятия не всегда «загонишь». Значит, каждый урок на вес золота. Ведь начиная с 6 класса по 9 класс, каждый урок — новая тема, которая НИКОГДА не повторится. В 10-11 классах общая биология повторяется, но на более серьезном качественном уровне. Однако при 1 уроке в неделю, это не уроки, а так, факультативные занятия.
А с другой стороны мне что, больше всех надо. А, действительно, — не надо. Подумаешь, мест нет, что слегка задело профессиональную гордость. Но без гордости, особенно без профессиональной, карьеры не сделаешь, зато жить намного легче.
Манта плавает по дну? Фиг поймаешь хоть одну…
Ну, что же, одного увлеченного ребенка я нашла. Своего 😉
http://blog.shishlena.ru/udivitelno/