Или инструктаж без инструкции
Сегодня, читая результаты проверки журналов, обнаружила следующее замечание (многА): «При выставлении текущих оценок в колонки не обозначен вид деятельности учащихся по биологии (учитель Шишловская Е.Л.)». Я что? Я ничего. Я возьму ручку в ручку и допишу. Вид деятельности для колонок.
Что сие замечание значит. Если у меня самостоятельная, то я так и пишу «Самостоятельная работа по теме: «Пересчет пестиков у тараканов», если итоговая проверочная по теме, то примерно то же. И в информатике практические прописаны как полагается. Но бывает так, что я выставляю оценки за работу в тетрадях (по информатике у маленьких регулярно проверяю) или в небольших группах по информатике успеваю провести опрос всех учеников (в разных формах) и колонка оценок стоит, и тема записана, по которой опрос производился. А вида деятельности нет. Я что должна написать, «Тема такая-то, фронтальный опрос по теме такой-то»? А бывает так, что в больших классах на биологии даю различные формы промежуточного контроля: биологический диктант, тестик на 10 минут, 2 задачки на 15 минут. Формы промежуточного контроля, в отличие от итогового в календарно-тематическом планировании не отражены, тогда зачем я это в тему должна зашарашить?
Но, поскольку, за 14! лет работы в школе, причем именно в этой и с этими замами, подобное замечание получаю первый раз, то у меня возник ряд вопросов. Правда, сначала не дальше головы.
Но обнаружив в этом «позорном» списке почти всех членов ШМО, у которых тоже фигурировало данное серьезное нарушение ведения журнала, я пошла (на свою голову, больше этого делать не буду!) довести до их сведения результаты проверки. Ну, шоб не позорили то наше гордое ШМОшное имя. И на этом месте меня… естественно послали.
Послали за инструкцией по заполнению журналов, базирующуюся на нормативных актах. Причем почти все (кроме играющих в «Педагог года»). На просьбу «ткнуть носом в инструкцию» (у меня возникли смутные подозрения, что я еще что-нибудь не так запомнила из инструктажа по правилам ведения журнала), обращенную к курирующему нас заму по УВР, я получила весьма хамскую гневную отповедь с напоминанием, что я, любимая, слушала инструктаж в начале года, и даже за него расписалась. К чему был панегирик, я не знаю (видимо к кризису власти в отдельно взятой голове), ведь проще было сказать: «Вот инструкция, на такой то странице, в таком то абзаце, четко регулируется выставление оценок в виде колонок. Да, и вообще, перечитывайте сей документ регулярно». ВОТ И ВСЕ, ЧТО СКАЗАЛ БЫ УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ И СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ РУКОВОДИТЕЛЬ. Но видимо, не все так однозначно в трактовке именно этого нарушения единого формления. Других причин для разведения антимоний я не вижу. Пока, во всяком случае.
Да, и как я сказала, возьму ручку в ручку и допишу. Чернилами одного цвета. Трудно штоль? Да не. Просто когда простые вопросы вызывают сложные ответы, начинаешь чесать репу. А вариант, «будете делать так, как я сказала, потому, что я так сказала», это не для государственного заведения. А для фазенды в Бразилии, в веке этак 19.
Ведущий за стенкой, вообще не расписался «в инструктаже», ему как я понимаю, теперь можно заполнять журнал зеленой ручкой. Хотя он как раз на инструктаже достаточно громко спросил: «Где это написано?»
Про цвет ручки. И опять достаточно было показать где. Но, видимо, в Караганде. Однако все вышенаписанное — это лирика.
А неперь «нелирика».
Ведь при инструктаже с какой-то бумажки-то текст зачитывался? Ну типа такого должно быть (смотри ниже), разработанного замами на основании нижеследующих нормативных актов, и утвержденного на педсовете:
Инструкция по ведению классных журналов
Введена в действие приказом «Утверждено»
Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.
Ведение классных журналов регламентируется следующими нормативно-правовыми документами (все указанные приказы и письма не отменены и являются действующими):
1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации». В данном приказе даётся характеристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по контролю за заполнением со стороны администрации школы. Выдержки из этого приказа в качестве инструкции даны на форзаце журнала.
2. Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», согласно которому классный журнал является документом, позволяющим в рамках внутришкольного контроля отслеживать выполнение программ (теоретической и практической части).
3. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений». В нем перечислены типичные нарушения, допускаемые учителями и классными руководителями при заполнении классного журнала.
4. Приказ Министерства Просвещения СССР от 8.12.1986г. №241 «Об утверждении и введении в действие положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР». Этот приказ регламентирует проведение инструктажа на уроках по предметам учебного плана (физика, химия, биология, физическая культура, технология, информатика) и способы фиксации его в классном журнале.
5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64).
Классные журналы относятся к учебно-педагогической документации общеобразовательного учреждения. Ответственность за хранение журналов, контроль за правильностью их ведения возлагается на директора школы и его заместителей по учебно-воспитательной работе.
Журнал рассчитан на учебный год, журналы параллельных классов нумеруются литерами (например, «1-а класс», «5 –б класс» и т.д.).
В начале учебного года заместитель директора проводит инструктаж по заполнению классных журналов, даёт указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенным в учебном плане на каждый предмет (35 ч. в год – 2 стр., 70 ч. в год – 4 стр., 105 ч. в год – 5 стр., 140 ч. в год – 6 стр., 175 ч. в год – 8 стр., 210ч. в год – 9 стр.).
В конце учебного года классный руководитель сдаёт журнал заместителю директора по УВР. После проверки журнала заместитель директора производит запись: «Журнал проверен и принят для сдачи в архив. Дата. Подпись зам. директора». Классный журнал хранится в архиве общеобразовательного учреждения 5 лет. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся не менее 25 лет.
А вообще самая распространенная реакция была: «Я это ХНЮ даже не читал (не читала). Тебе, что больше всех надо?». Да, мне, действительно, уже не надо. Ведь главное не допускать грязи, разных чернил, ненакопляемости оценок и их исправлений. Хуже, когда вид деятельности есть, а темы нет.
Хотя, как бы мы ни старались, ошибки все равно будут. Мы — живые люди. Наверное 🙂
А еще я Г—ву заявление уже один раз написала. Про нежелание руководить ШМО. Так еще напишу. Пусть ведущие рулят рулем. У них это лучше получится. Я даже знаю насколько. И вообще — это не мое. А еще, я не виновата, что меня в детстве читать научили. Я не кокетничаю и не набиваю себе цену. Я просто устала от глубокого аналитического ума, согласованности действий, умения грамотно и вежливо их (свои действия) аргументировать, последовательности политики и душевной теплоты Команды.
Устала задолго до того, как вышла замуж второй раз (а то у многих временная связь с причинно-следственной совпала). Просто, в молодом возрасте меня многое веселило. А сейчас уже не веселит. Правда, скоро я на многое реагировать вообще перестану. За ненадобностью.
Просто в случаях, когда на горизонте начинает туманно-призрачно маячить слово «законодательство», начинается … пипипипи.
Лучше аргументированно поспорить (и, конечно, победить в данном споре:)) например, со мной (так сказать, прорепетировать), чем ждать момента, когда грянет гром, и спорить придется уже «слегка» по другому. Я сейчас не про журналы, а про многие другие случаи когда приходится доказывать обоснованность своих замечаний, приказов, требований, используя законодательную базу, и выясняется, что с этим у нас напряженка. И, в самом лучшем случае, коллектив втихую многие вещи просто игнорирует. А в худшем бывают другие «приятности».
Хотя, мне то какая разница? Я просто буду говорить: «Эне-бене-раба» и мысленно щелкать хвостом. Не волнуйся так, я тебе не враг, просто мне все по фиг. Что в анфас, что в профиль…